четверг, 26 декабря 2013 г.

Проблема познаваемости мира

Проблема познаваемости мира. Вопрос состоит не в том, познаем ли мир, – этот вопрос в буквальном смысле никем не ставится, – вопрос заключается в том, можно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности. В истории философии сложились две позиции: познавательно-реалистическая и агностическая, и не всегда в активе первой было чуткое улавливание реальной сложности проблемы.
Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Все познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы. Есть, однако, субъективная причинность – наша привычка, наше ожидание связи одного явления с другим. За пределы этих психических связей мы проникнуть не можем. Разновидность агностицизма – конвенционализм – концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными. Виднейший представитель – французский математик А. Пуанкаре отделял отношения между вещами от сущности самих вещей, считал, что познаваемы только отношения, но природа вещей непознаваема.
Специфика агностицизма – в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем. Это – главный признак агностицизма. Таким образом, агностицизм – это учение (или убеждение, установка), отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.
Также можно выделить другие позиции: оптимизм и скептицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания.

К основным формам чувственного познания относятся: 


1.Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.
2.Восприятие - это такое отражение человеком (и животным) предметов в ходе непосредственного воздействия на органы чувств, которое приводит к созданию целостных чувственных образов.
3.Представление - это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но который ранее в той или иной форме воспринимался. 

К основным формам рационального познания относятся:

1.Понятие - форма мышления, в которой отражаются сущест­венные признаки одноэлементного класса или класса однород­ных предметов.
2.Суждение - форма мышления, в которой что-либо утвержда­ется или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях.
3.Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. 

Источники: TamogniaОбществознание.про.